Исследование
Лембики – искусство зооморфных сосудов от ритуальных жертвоприношений до расцвета советского дизайна 50-60 годов.
Целью данной статьи является краткий экскурс в историю возникновения зооморфных сосудов - лембиков, исследование изменений их смыслового контекста на протяжении веков, а также знакомство с наиболее известными художниками-гончарами - их уникальным искусством производства зооморфных сосудов и его значении для культурно-бытовой жизни человека времён СССР.
На протяжении тысячелетий существования человека на земле одним из важнейших материалов для создания предметов быта, культа и атрибутов для обрядов являлась глина. Уже в раннем неолите встречается своеобразный вид глиняной посуды, который устойчиво держится вплоть до эпохи гальштатской культуры: сосуды в виде фигур животных с широкой воронкой наверху. Наиболее вероятное значение этих больших и ёмких (до 68 см в длину) зооморфных сосудов – служить вместилищем жертвенной крови того зверя, в форме которого такой ритуальный сосуд изготовлен. Для ранних стадий известны сосуды в виде медведя или огромного оленя (6000 до н. э.); они покрыты символическим орнаментом. Ритуальная зооморфная посуда ведёт нас к медвежьим и оленьим праздникам охотничьей эпохи, когда причащение кровью тотема или священного зверя было обязательной частью жертвоприношения. Со временем к этой охотничьей традиции добавляются сосуды в форме домашних животных (коров, быков, баранов) и птиц. Интересен сосуд в виде коровы; животное украшено как бы гирляндами цветов на туловище и шее: подобное декорирование жертвенных животных находит широчайшее этнографические и исторические параллели. Так постепенно древние охотничьи обряды, продолжавшие существовать в силу существования охоты и при земледельческом хозяйстве, переходили в сферу скотоводства. На больших сосудах для продовольственных запасов или для семенного зерна, охраняемого особенно тщательно, тоже на ранних ступенях неолита, мы встречаем рельефные изображения животных. Иногда это олени, но чаще – козлы. Связь коз и козлов с земледельческим плодородием общеизвестна; возможно, что она является отголоском той отдалённой эпохи, когда почти одновременно произошло приручение козы и первые опыты земледелия. Звериная тематика в известной мере связывает земледельческую эпоху с охотничьей, но, во-первых, эта тематика явно второстепенна в искусстве тогдашних индоевропейцев, а во-вторых, она в какой-то степени становится пренаровленной к новому земледельческо-скотоводческому комплексу: жертвенная корова в гирляндах, медведь, стерегущий добро.
Необыкновенно интересной страницей древнего искусства керамики является трипольская или расписная керамика эпохи меди (2500-2000гг до н.э.), распространённая в лесостепной и степной полосе правобережной Украины.
Мастера древней цивилизации не знали гончарного круга, но это не мешало создавать им удивительные по форме изделия. Люди этих первых земледельческих племён лепили посуду ручным способом, а обжигали её в специальных печах – горнах. Кроме посуды бытового характера, во время археологических раскопок, были обнаружены антропоморфные и зооморфные фигурки - сосуды, которые имели культовое значение. К середине 2-го тысячилетия до н.э. завершились занявшие несколько столетий перемещения и расселения нескольких сотен родственных индоевропейских племён. Судя по занимаемой праславянами территории они должны были впитать в себя целый ряд земледельческих и аграрно – магических представлений трипольских племён и их потомков. Без этой связи трудно объяснить сохранность ритуальных символов и идеограмм в русском и украинском народном искусстве. Праславянские племена середины второго тысячелетия до н.э. были земледельцами и оседлыми скотоводами почитавшими коров, коней, баранов и коз. Праславяне верили в загробный мир и поэтому кроме урн с прахом в могилы ставили сосуды в виде быков, свиней, коней, собак и оленей наполненных пищей.
Из трипольской эпохи перенесёмся на несколько тысячелетий вперёд – раннеславянское керамическое производство достигло наивысшего художественного уровня в памятниках черняковской культуры 2-5 века н.э., распространённой в зоне лесостепи. Наиболее характерными были разнообразные миски, изыкано украшенные кувшины, зооморфные сосуды, подчас очень больших размеров. Все эти предметы являли собой в большей степени декоративно – прикладное назначение, частично утратив свой культовый смысл.

Высокая художественная и техническая культура раннеславянских гончаров первых тысячелетий н. э. послужила основой для новых достижений в области керамики в период феодализма и до Татаро – Мангольского нашествия 13 -14 века, вызвавшего упадок ремесла в феодальных городах.

Для славянской керамики после монгольского (15 -17в) периода характерно широкое применение быстроходного ножного гончарного круга, окончательно вытеснившего ручную лепку посуды. Рельефы и тоновые росписи становятся нежнее и сложнее, получает распространение теснение простых мотивов – полос, звёзд, кружочков на сырых стенках при помощи штампа, орнаментального валика, либо зубчатого колёсика. Всё это применяется также и для украшения зооморфных сосудов.

Рассматривая полумиски, кружки, чарки, сосуды и другие столовые предметы исполненные мастерами 17-18 в, нельзя не восхищаться высоким художественным и техническим уровнем исполнения этих тонкостенных, часто значительных размеров предметов. Именно эта, чудесно расписанная глиняная посуда, как свидетельствуют источники того времени, служила, например, гетману Багдану Хмельницкому, когда он принимал почётных гостей, в частности послов иностранных государств. Огромные сосуды в форме баранов стояли посередине стола и служили украшением, символом богатства и плодородия.

Керамическое производство в то время особенно ярко расцвело на просторах: Черниговщины, Полтавщины и Харьковщины, где в 18 в сложились оригинальные художественные традиции. Широко распространённым становится производство звероподобных сосудов – лембиков.

Гончарное ремесло чаще всего было потомственным занятием. Его секреты передавались от деда к отцу, от отца к сыну. К изготовлению изделий привлекались все члены семьи. Мужчины выполняли самые сложные и ответственные операции — работали за кругом, обжигали изделия. Женщины и дети замешивали глину, расписывали посуду, лепили игрушки.
Особым спросом пользовалась расписная посуда из Опошни – небольшого посёлка на Полтавщине.
За неё платили вдвое, а то и втрое дороже, чем за любую другую. Изделия опошнянских мастеров можно было встретить в самых отдалённых южных губерниях России, куда их доставляли в обмен на соль и рыбу и где Опошню именовали «столицей украинского гончарства». Опошня издавна славилась своими гончарными изделиями, изготовление которых развивалось там благодаря большим залежам близ неё высококачественной глины. Работы было много – в те времена в посёлке трудилось свыше тысячи мастеров. Практически в каждом доме была мастерская. В конце XIX в. глиняная посуда начала вытесняться металлической, стеклянной, фарфоро-фаянсовой посудой — фабричной. Но производство ее сохранялось в Опошне и вплоть до развала Союза - изделия опошнянских мастеров экспортировались в 20 стран мира и являлись достоянием крупнейших музеев страны. Время внесло немалые изменения в древнее ремесло. Начали использоваться современные механизмы, иными стали конструкции обжиговых печей, был усовершенствован гончарный круг. Но наиболее важные процессы — формовка, лепка и роспись изделий — выполнялись вручную. Мастера не делали предварительных набросков, а прямо в материале осуществляли свои замыслы.
Наиболее яркой страницей в искусстве Опошни, является керамическая скульптура. Крупнейшим мастером конца 19 века, был Остап Ночовник. Созданные им декоративные скульптуры, - звери, птицы, поражают чутьём материала, неповторимой пластичностью. У опошнянской керамики к тому времени сформировался свой хорошо узнаваемый фирменный стиль. Опошнянские фигурные сосуды в основных своих частях (тулово, ноги, горлышко) выполнялись на гончарном круге. После, все детали соединялись в определенном порядке. Только после этого мастер приступал к лепке. В прошлом в фигурных сосудах подавали к столу вина и другие напитки. Со временем они превратились в декоративные предметы, используемые для украшения интерьера, но по традиции сохранили все признаки сосуда — полый корпус, носик для слива и ручку в виде хвоста. Скульптурным сосудам придают в Опошне форму быка, козла, коня, птицы. Но излюбленные образы — баран и лев. Варианты их пластических решений поистине бесчисленны. С начала 20 века по 30 годы в посёлке были созданы гончарные артели, которые, в последствии стали заводами. Также в этот период было основано несколько гончарных школ: керамическая кустарно – промышленная и школа мастеров художественной керамики.
В начале 1960-х годов на гребне начавшейся в то время в СССР реформы, советское правительство решило массово внедрить дизайн в отечественное производство. 28 апреля 1962 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении продукции машиностроения и товаров – культурно бытового назначения». Это постановление сыграло большую роль в развитии отечественного дизайна – теперь он официально включался в систему государственной пропаганды. После знаменитой выставки «Искусство и быт» в московском Манеже ярко заговорил о себе новый декоративный стиль. Строго обтекаемые формы, естественные цвета глазурей, отсутствие вычурных украшений и богатой позолоты. Акцент на форму, пластику и силуэт. Это было модно и прогрессивно. Работы оригинальных мастеров из Опошни вызвали тогда громадный интерес. Государство сделало ставку на пропаганду советского дизайна и развитие художественного вкуса у населения. Очень модно было иметь у себя в интерьере керамические зооморфные сосуды - лембики из Опошни. Это хорошо видно по фильмам тех лет:
«Приходите завтра», «Любовь и голуби», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Неисправимый лгун».
В кадр постоянно попадали различные зооморфные сосуды, которые художники – постановщики помещали в интерьеры квартир простых советских людей – героев фильмов.

В советский период мануфактурное керамическое производство превратилось в мощную отрасль, и керамику стали воспринимать исключительно как бытовое явление. В это время в Опошне организовано производственное обучение молодёжи, а в школах вводили профориентацию в виде гончарной лепки на уроках труда. Таким образом, старинный промысел был сохранён.

Ещё в 1929 в Опошне была основана гончарная артель «Красная керамика», которая в 1962 году была реорганизована в крупную фабрику «Художественная керамика». Традиции полтавской керамики были ярко отражены в творчестве знаменитых мастеров фабрики. Основой их творчества, как и прежде, являлись лембики – сосуды для вина в виде животных. Каждый из них был различен по своему характеру и трактовке: один покрыт курчавой «шерстью», другой только гравированными завитками, у одного рога огромные, а другого куцые. Форма и техника исполнения гривы, хвоста, пасти, глаз и ушей – то, что помогает отличить одного мастера от другого. Все эти детали по разному воссоздавали Иван Билык, Василий и Пётр Омеляненко, Трофим и Владимир Демченко, Валерий и Надежда Проторьевы, Дмитрий Головко.

Необходимо вспомнить так же и о другом, не менее известном заводе, находившимся недалеко от Опошни - в 1930 годы в Киевской области появился «Васильковский майоликовый завод». В 1960-1980 годы на заводе работали лучшие украинские художники, их продукция также как и продукция мастеров из Опошни была невероятно популярна по всей стране. Так же как в Опошне, мастера Васильковского завода создавали зооморфные сосуды, большинство из которых экспонировались на выставках от Японии до Бразилии, а мастера получали множество правительственных наград. Наиболее яркими мастерами Васильковского керамического завода являлись Валерий и Надежда Проторьевы, Дмитрий Головко, которые совмещали работу сразу на двух заводах.
Неподготовленному зрителю с первого взгляда довольно сложно отличить
работу одного мастера от другого. Действительно, многие элементы
классических лембиков очень схожи у всех авторов, однако при
внимательном изучении, можно выделить характерные детали, помогающие
практически без ошибочно атрибутировать тот или иной сосуд. Это стало
возможным благодаря исследованию обширной коллекции зооморфных
сосудов, собранной в частном музее лембиков в Петербурге. В ней наглядно
представлены работы практически всех мастеров Опошни, работавших в 60-
80-х годах на фабрике «Художественная керамика» и «Васильковском
майоликовом заводе». Далее хочется подробнее рассказать про творчество
каждого из них:
Дмитрий Головко
Дмитрий Головко — народный художник УССР, первый в СССР
действительный член Международной академии керамики в Женеве (1970
год). Родился 6 ноября 1905 года в Умани. Учился в уманской средней
школе, где познакомился с художником Кржеминским. Благодаря
Кржеминскому пятнадцатилетним парнем поступил в двухлетнюю
Уманскую школу народного искусства имени Т. Шевченко, где изучал
рисунок, декоративные росписи, лепку, овладел базовыми знаниями по
керамике. Потом обучался в Межигорье, где на дворе известной
Межигорской фаянсовой фабрики (1798 — 1874) с 1920 года действовала
школа-мастерская, которая впоследствии переросла в Художественно-
керамический техникум, а с 1928 года стала Киевским технологическим
институтом керамики и стекла. Как самобытный художник Дмитрий
Федорович заявил о себе в конце 1940-х годов. В течение 1950-70-х годов
мастер упорно экспериментировал в технико-технологическом направлении
искусства керамики, одновременно работая над развитием скульптурных и
эмоционально-образных возможностей фигурных сосудов, подчеркивая их
монументально-декоративные качества народного гончарства. Он создал ряд
произведений, без которых сегодня невозможно представить советское
декоративное искусство. Лучшие работы художника хранятся во многих
музейных собраниях, в частных собраниях, неоднократно успешно
экспонировались на выставках по всему. На международной выставке
керамики в Праге (Чехия, 1962) и на международном конкурсе
художественной керамики в Фаенци (Италия, 1969) произведения Дмитрия
Головко получили золотые медали. Основными чертами зооморфных
сосудов, созданных Головко, являются массивные ноги и рога, плотно
прижатые к тулову. Сосуды, особенно в форме баранов, густо покрыты
«шерстью» из тонких глиняных полосок, похожих на лапшу. Другие работы
Головко, наоборот отличаются непропорционально длинными и тонкими
ногами и рогами, вытянутыми мордами и глазами-щёлочками.
Другими известные мастерами, практически всю жизнь проработавшими на
«Васильковском майоликовом заводе» были Валерий и Надежда Проторьевы.
Оба – заслуженные художники Украины, члены союза художников СССР.
Валерий Семёнович родился в 1924 году в селе Вороновицы, Винницкой
области УССР. В 1950 году закончил Киевское училище прикладного
искусства, учился, в том числе и у Дмитрия Головко. С 1957 года – участник
республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок декоративного
искусства. Надежда Ефимовна Проторьева родилась в 1926 году в селе
Дубовка, Житомирской области УССР. В остальном её биография в точности
повторяет биографию мужа. С 1950-го года они оба поступают на работу на
завод и вместе начинают создавать декоративную скульптуру. В отличие от
других авторов, о которых идёт речь в этой статье, Проторьевы работают
сериями, которые имеют разные названия. Наиболее известная их серия –
«Диковинные звери», ассортимент которой насчитывает более 20 разных
скульптур. Что касается зооморфных сосудов, они у Проторьевых также
отличаются от классических «опошнянских» лембиков. Самые известные –
«Чудо-юдо рыба кит» и «Бык» имеют многоцветную глазурь (у классических
лембиков в основном используется только два цвета – изумрудно зелёный и
коричневый), более обтекаемые формы (касается изделий массового
производства, выполненных на заводе по моделям авторов) и единственное
отверстие для залива и выливания жидкости.
Если говорить о ведущих мастерах завода «Художественная керамика» в
первую очередь необходимо отметить Трофима Назаровича Демченко.
Родился в 1912 году. С 1925 по 1932 гг. учился в Опошнянской керамической
кустарно-промышленной школе. Один из первых гончаров, возродивший
искусство зооморфной скульптуры. Мастер-универсал, председатель
керамзавода и участник многочисленных республиканских, всесоюзных и
международных выставок. Его произведения экспонировались по всему
миру, как образец гончарного мастерства. Демченко любил крупные формы.
Его зооморфные сосуды поражают размерами, детализацией и качеством
исполнения. У сосудов в форме баранов часто сложные, со множеством
завитков, рога. Туловища покрыты множеством объёмных, округлой формы
элементов. Практически на всех своих произведениях Трофим Назарович
оставлял характерную подпись – стилизованную букву «Д», либо в виде
инициала, либо как первую букву, написанной полностью фамилии.
Ещё одним мастером, стоящим у истоков возрождения искусства создания
лембиков по праву можно назвать Ивана Архиповича Билыка. Он родился в
1910 году. Уже в 1924-м мать привезла его на обучение в Опошнянскую
керамическую школу. После войны и тяжёлого ранения Иван Архипович
вернулся на завод, стал преподавать. Билык был мастером малых форм – в
основном создавал небольшого размера фигурки и сосуды в форме львов,
лошадей, баранов, но самой узнаваемой и любимой формой сосуда у Билыка
– был бык. Причём у его быков очень характерная округлая морда, с длинной
узкой прорезью рта и аккуратно вылепленными, лаконичными рогами.
Выражение «лиц» быков Билыка во всех вариантах решения образа
одинаковое - доброжелательно-приветливое. В основном, работы Ивана
Билыка выточены на круге и декорированы «наклейками», гравированием,
отпечатками штампа и покрыты зеленой (темного и светлого оттенков) и
брунатным (цвет корицы) поливами, изредка украшенные росписью. За свои
работы Иван Архипович был удостоен государственной премии Украины им.
Тараса Григорьевича Шевченко.
Самым известным и заслуженным гончаром в Опошне по праву является
Василий Ануфриевич Омеляненко. Не смотря на то, что по возрасту он
является самым «молодым» из перечисленных авторов - родился в 1925 году
в Опошне, наследие Омельяненко огромно. Его можно считать самым
плодовитым автором, создавшим целую армию зооморфных сосудов и
фигурок животных. В 1950 году Омеляненко окончил вечернюю школу и 9
декабря 1950 года приступил к работе на заводе «Художественная керамика»
мастером творческой лаборатории. Василий Ануфриевич объездил
множество стран со своими произведениями, участвовал в выставках по
всему миру, про него снято множестно фильмов и передач. Первую награду
художественного совершенства изделий Василия Омеляненко, принесла
декоративная скульптура «Баран», которая в 1960-х годах впервые
представила деятельность завода на художественной выставке в Брюсселе.
Основной темой в творчестве мастера безусловно являются лембики. В
одном из интервью он рассказывал, что ему всегда было скучно лепить
простую посуду, тарелки, горшки. Его всегда привлекали звери и особенно
древние сосуды в форме тотемных животных. А однажды, когда на завод
приехала грузовая машина белорусского производства, Василий Ануфриевич
увидел на капоте эмблему в форме льва, вдохновился и стал лепить сосуды
похожие на львов. Для зооморфных сосудов Омельяненко характерны
широко поставленные круглые глаза, объёмная, вылепленная шерсть и
заострённые, как будто выточенные на станке ножки.
Практически все лембики, произведённые на фабрике «Художественная
керамика» в Опошне в период 50-70-х годов имеют на внутренней стороне
туловища особое выдавленное «в тесте» заводское клеймо в форме куманца,
который являлся основным символом фабрики. Также, на некоторых сосудах
рядом с клеймом ставился литнаж – 0,5, 1, 2 или 3 литра. Штамп в виде
куманца на опошнинских изделиях был 2-х видов: один – куманец с
надписью внутри, второй – без надписи. После войны, когда артель развилась
до завода ставили куманец с надписью (1950-е – нач. 1960-х годов), без
надписи — 1960-е — 1970-е годы. Бумажные наклейки без клейма на
изделиях завода "Художественный керамик" начали наклеивали в 1980-х
годах. Также иногда можно встретить штамп «Х.К. Опошня» — завод
"Художественный керамик" 1950-1960-е годы.
Интерес к искусству создания зооморфных сосудов – лембиков, появившийся
от части благодаря советской пропаганде дизайна и удивительному
мастерству украинских гончаров, просуществовал не долго – с начала 60-х,
до конца 70-х годов. После этого начали появляться более массовая
продукция, внешним видом и качеством значительно уступая изделиям
ручной работы. Технология производства упростилась – глину начали
заливать в готовые формы, создавая болванки для дальнейшей ручной
обработки. Фигуры этого периода отличаются прилизанностью, простотой и
отсутствием ярко выраженных деталей. К концу 80-х- началу 90-х, оба
керамических завода обанкротились и прекратили производство. Искусство
производства зооморфных сосудов снова было забыто, но не забыта та
многотысячелетняя история уникальных произведений декоративно
прикладного искусства, связавшие эпохи, обычии и культуру народов от
времени жертвоприношений, до расцвета советского государства.
Список литературы:
1. Щербак В. Майолика Опошни. Комплект открыток с текстом. Киев. 1975 г., С. 1-2.

2. Копейчикова О.А., Романова Л.Ф. Авторская керамика ХХ-начала ХХI века. Книга 1. А-Л: [Генеральный каталог ГМЗ «Царицино»]. М., 2019 г., С. 90-91

3. Копейчикова О.А., Романова Л.Ф. Авторская керамика ХХ-начала ХХI века. Книга 2. М-Я: [Генеральный каталог ГМЗ «Царицино»]. М., 2019 г., С. 108-109

4. Лащук Ю.П., Антоненко Е.Д. Украинское народное творчество. Керамика и стекло. Киев. 1974 г., С. 23-27

5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. «Наука», М., 1981 г., С. 154-157, 249

Губанов Александр, Наталья Трофименко
Санкт-Петербург
Май, 2021 год
Made on
Tilda